вСвоими руками

Самодельный прицеп для мотоблока

фото Самодельный прицеп для мотоблока

Конструкция самодельного прицепа, вмещает 6 мешков картофеля, плюс вес водителя — итого около 400 килограммов.
Отсюда конструктивные особенности тележки: прочное водило, мощная рама, вместительный кузов, надежные колеса. В такой последовательности и будут рассматриваться перечисленные узлы и агрегаты.

Водило состоит всего из нескольких деталей, соединенных электросваркой. Наиболее нагруженное здесь место — стык корпуса поворотного узла и дышла. Поэтому оно усилено четырьмя ребрами жесткости.

 

фото Самодельный прицеп для мотоблока

Рис.1. Конструкция самодельного прицепа для мотоблока:
1- кронштейн навесных орудий мотоблока «Электроник», 2 — консоль, 3 — водило, 4 — подножка (доска s20), 5 — сиденье водителя (доска s20), 6 — рама, 7 — кузов (доска s20), 8 — балка опорная (брус 50×50, 3 шт.), 9 — болт М8, 10 — кольцо упорное (труба 58×4), 11 — колесо (от мотоколяски СЗД, 2 шт.).

Рама изготовлена из набора стальных элементов: уголков, прутка, труб круглого и прямоугольного сечения. Они сварены в конструкцию, некоторая замысловатость которой обусловлена работой тележки на местности, изобилующей неровностями рельефа, россыпью камней и валунов: эксплуатационные нагрузки здесь очень велики.

В качестве колесной оси применен стальной стержень диаметром 30 мм, соединенный уголковыми опорами и косынками с лонжеронами и корпусом продольного шарнира при помощи электросварки. Длина стержня выбрана такой, чтобы колеса не выступали за обводы кузова.

фото Самодельный прицеп для мотоблока

Рис.2. Водило:
1 — корпус поворотного узла, 2 — дышло (труба 49×3, L1820), 3 — рамка подножки (уголок 25x25x4), 4 — упор (труба 58×4), 5 — ребро жесткости (s4), 6 — накладка (полоса 25×4).

Под стать мощной раме и крепкий кузов, сколоченный из досок 20-мм толщины и усиленный на углах металлическими накладками. К раме он крепится посредством болтов и трех мощных опорных балок из бруса 50×50 мм. Нагружается кузов, как и любые одноосевые тележки — центр тяжести груза должен располагаться ближе к переднему борту и не заходить за ось вращения колес.

Поскольку тележка предназначена в основном для перевозки мешков с картофелем, кузов сделан с не откидывающимися бортами. Для перемещения же сыпучих грузов тележка используется редко.

фото Самодельный прицеп для мотоблока

Рис.3. Рама самодельного прицепа к мотоблоку:
1 — раскос (уголок 21x21x3), 2 — рамка сиденья (уголок 21x21x3), 3 — стояк (труба 50x25x4), 4 — стойки сиденья (уголок 40x40x4), 5,14 — подкосы передние (труба 50×25), 6, 15 — лонжероны продольные (уголок 40x40x4), 7, 8 — опоры колесной оси правые (уголок 32x32x4), 9,16 — подкосы задние (труба 50×25), 10 — поперечина усиливающая (уголок 40x40x4), 11 — корпус продольного шарнира (труба 58×4), 12 — ось колесная (пруток диаметром 30), 13,17 — лонжероны поперечные (уголок 40x40x4), 18 — косынки (s4).

Колеса позаимствованы у давнего популярного объекта самодельщиков — мотоколяски СЗД: использованы передние, со ступицами в сборе. При этом концы стержня — колесной оси обточены под посадочные диаметры штатных подшипников ступиц. Многолетняя практика эксплуатации тележки показала, что эти колеса — самые подходящие.

С мотоблоком тележка соединяется с помощью консоли, верхняя часть которой повторяет обводы держака того же окучника, поскольку вставляется в штатный кронштейн навесных орудий, а нижняя представляет собой ось, вокруг которой в двух радиально-упорных подшипниках вращается поворотный узел водила. Пространство между подшипниками заполнено консистентной смазкой и прикрыто пыльниками.

фото Самодельный прицеп для мотоблока

Рис.4. Поворотный узел водила:
1 — консоль, 2 — пыльники, 3,6 — подшипники 36206, 4 — корпус, 5 — втулка распорная, 7 — втулка дистанционная, 8 — шайба, 9 — гайка М20х2,5, 10 — масленка, 11 — дышло.

С рамой тележки водило соединено шарнирно — дышло вставлено в трубчатый корпус продольного шарнира, на конец его надето и зафиксировано болтом М8 упорное кольцо. Такое соединение позволяет колесам тележки
быть независимыми от положения колес мотоблока на неровностях дороги.

Водитель управляет связкой мотоблок-тележка, располагаясь на деревянном сиденье впереди кузова. Руками он держится за рычаги управления, а ногами опирается на деревянную подножку, прикрепленную к специальной рамке на дышле водила.

В небольшой публикации, конечно, невозможно представить все подробности конструкции. На рисунках, например, не показаны такие мелкие детали, как бортовые петли с лямками для крепления перевозимого груза. Не изображена мягкая подушка на сиденье, без которой любая поездка была бы для водителя испытанием. Думается, что этими и другими элементами самодеятельный конструктор оснастит свое изделие самостоятельно.

В.А. Свербель
МК 03 1998

Оставить комментарий